Вандомская площадь застроена в конце правления Людовика XIV на месте владений герцога Вандомского (сына Генриха IV). Проект был разработан известным зодчим Жаном Ардуэн-Мансаром и предусматривал классическую схему «королевской» площади: нарядные особняки, образующие замкнутый прямоугольник, и конная статуя монарха в центре. Сначала была установлена статуя короля с гигантским париком на голове (одна из ее моделей хранится в Эмитаже), затем приступили к строительству зданий. Однако очень скоро королевская казна иссякла, и архитектору пришлось проявить изобретательность, чтобы спасти идею проекта: Мансар срезал углы площади и придумал «экономичную» форму чердачного этажа в виде помещений с косым потолком (с тех пор они называются «мансардами»).

   В самом начале Революции бронзовая статуя короля была сброшена с пьедестала и переплавлена. При Наполеоне I на том же пьедестале была установлена Аустерлицкая колонна, позднее переименованная.

   Владельцами особняков на «королевской» площади были в основном финансовые контролеры, банкиры и ювелиры.

Колонна

   Колонна высотой 44 метра спроектирована по образцу знаменитой колонны Траяна в Риме, но выше ее почти на 14 метров. Бронзовый ствол колонны отлит из 1250 австрийских и русских пушек, захваченных войсками Наполеона в ходе Аустерлицкого сражения. На стволе – 76 барельефов с эпизодами военной кампании 1805 г. Мраморный пьедестал бывшей королевской статуи покрыт бронзовыми изображениями воинской амуниции и оружия австрийских и русских войск. По воле Наполеона, искавшего тогда союза с Россией, на колонне отсутствуют какие-либо упоминания о русской армии.

   Колонна была сначала увенчана статуей Наполеона в тоге римского цезаря. В 1814 г. статуя была снята союзниками, и использована (вместе с другой статуей Наполеона) для отливки конной статуи Генриха IV, установленной на Новом мосту, а на верху Вандомской колонны был укреплен белый флаг. В 1833 г. при короле Луи-Филиппе на колонну была водружена новая статуя Наполеона I – на этот раз в виде «маленького капрала».

   Во время Парижской коммуны художник Гюстав Курбе, возглавлявший Комиссию по делам искусств, настоял на том, чтобы Вандомская колонна («символ грубой силы и ложной славы») была демонтирована. При огромном стечении народа колонну столкнули с пьедестала на гигантскую подстилку из соломы и навоза. Эта акция дорого обошлась Курбе: после падения Коммуны его обязали восстановить колонну за свой счет. Художнику пришлось продать все свои картины и эмигрировать в Швейцарию, где он и провел остаток своих дней.

   При Наполеоне III на колонне была установлена новая статуя Наполеона I в тоге римского императора. Статуя «маленького капрала» стоит теперь во дворе Дома Инвалидов.